Согласовано Утверждаю:
Начальник отдела образования Заведующая МБДОУ д/с «Радуга»
Администрации Самойловского мун.района _________Плотникова Н.В. ____________Жаналиев А.У. приказ № от . .2014г
. .2014г
Согласовано
Председатель проф. орг.
__________Трофимова Г.В.
. .2014г
Программа развития
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский
Самойловского района Саратовской области»
с 2014 - 2018г.
Содержание
Iраздел.Аналитический.
1) Информационная справка о ДОУ.
2) Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
IIр а з д е л . Концептуально-прогностическая часть.
1) Организационно-педагогическая структура.
2) Содержание и организация образовательного процесса.
3) Система управления ДОУ.
4) Этапы и содержание работы.
IIIр а з д е л : План действий педагогического коллектива ДОУ.
Участники программы: дошкольное образовательное учреждение, курирующее данное дошкольное образовательное учреждение районное управление образования.
Совет программы составляют: заведующая, старшая медицинская сестра, воспитатели, методист отдела образования.
Заседания совета программы проходят 2 раза в год. На заседаниях обсуждаются результативность реализуемой программы, корректируются формы деятельности.
I. Аналитический
1) Информационная справка о ДОУ.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области» является дошкольным учреждением общеразвивающего вида. Дошкольное учреждение функционирует с 1979 года. Учредителем ДОУ является Администрации Самойловского муниципального района. ДОУ осуществляет свою деятельность в соответствии с законом Российской Федерации «Об Образовании», договором между учредителем и ДОУ, уставом учреждения.
Адрес ДОУ: 412392, Саратовская область, Самойловский район, п. Краснознаменский, переулок Зелёный, д.2а
Дошкольное учреждение расположено в отдельно стоящем здании, выстроенном по типовому проекту. Режим функционирования: пятидневная рабочая неделя с 7.30ч—18.00ч.Дошкольное учреждение оснащено полным комплектом мебели и учебным оборудованием.
В дошкольном учреждении функционируют 2 группы,из них -1 группа раннего возраста и 1дошкольная группа.
Численность детей 25 человек, средняя посещаемость 15 детей.
Рядом с дошкольным учреждением располагаются школа, ДК, библиотека. Важным условием высокой результативности учебно- воспитательного процесса является кадровое обеспечение. Заве дующая дошкольным учреждением Плотникова Наталья Валерьевна имеет высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы 13 лет, в должности заведующей 1 год. Три воспитателя имеют средне - специальное образование, педагогический стаж работы от 20 до 26 лет. Все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, занимаясь самообразованием, обучаясь на курсах повышения квалификации.
Детский сад работает по комплексной программе воспитания, обучения и развития «Детство».
Наряду с программой «Детство» используются программы обеспечивающие максимальное развитие умственных, нравственных, эстетических, социально-эмоциональных и психологических возможностей дошкольников.
- Программа «Музыкальные шедевры» О.Н.Радынова
- Программа «Зеленый огонек здоровья « М.Ю.Картушина
- Коломеец Н.В. «Азбука безопасности»
- Программа по формированию основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице -«Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) (воспитатели, работающие с детьми 3-7 лет).
Работа по программе «Основы безопасности жизни детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной призвана решить серьезные проблемы обеспечения безопасности жизни и здоровья детей в нестандартных ситуациях, научить дошкольников самостоятельно принимать меры предосторожности на улице, дома, в отношениях с незнакомыми людьми. Однако следует отметить, что в группах старшего дошкольного возраста недостаточно пособий, настольно-печатных и дидактических игр, атрибутов к ролевым играм, способствующих воспитанию здорового образа жизни.
Коллектив активно участвует в районных, городских, областных мероприятиях.
Главная миссия дошкольного учреждения - создание максимально благоприятных условий для развития физически здорового и любознательного ребенка, готового к обучению в школе.
Анализ образования педагогического состава
Образовательный процесс осуществляют 4 педагога. Из них – 3 воспитателя, 1-музыкальный руководитель.
Контингент педагогов:
Среднее – специальное образование- 4человека
Без категории -4 педагога
Курсы повышения квалификации прошли 3 педагога
Проблемный анализ воспитательно-образовательного процесса.
Первостепенной задачей на протяжении последних лет является охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие. Для ее решения построена своя модель оздоровления детей, опирающаяся на обще методические принципы:
- сознательности (нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к поставленным задачам);
- постепенности;
- доступности и индивидуализации (учитывает индивидуальные особенности возраста детей);
- непрерывности (предполагает чередование нагрузок и отдыха);
- оздоровительной направленности (нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения);
Для достижения целей оздоровления детей мы применяем следующие группы средств:
- средства двигательной направленности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим, динамические паузы);
- оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, витаминизация 3 блюд, проветривание комнат);
- гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная гигиена).
Динамические паузы применяются на занятиях как активный, кратковременный отдых, средство активизации умственных способностей.
Внедряются здоровье сберегающие технологии (Приложение 1), разработана модель двигательного режима (Приложение 2).
В группах выделено достаточно места для активного движения детей, физкультурных пособий. Кроме того, на каждом групповом участке для прогулок созданы условия для самостоятельной двигательной деятельности детей.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении приобретено уличное спортивное оборудование.
В целях оздоровительно-профилактической работы с детьми организованы спортивные уголки в каждой группе.
Вопросы воспитания здорового ребенка решаются в тесном контакте с семьей. Консультации для родителей помогают расширять их знания по вопросам воспитания здорового ребенка.
Особое внимание уделяется часто болеющим детям - осуществляется индивидуальный подход к их закаливанию. Параллельно с закаливанием в ДОУ проводятся лечебно-профилактические мероприятия, которые включают в себя самомассаж, точечный массаж как профилактика простудных заболеваний.
Оздоровлению детей в летнее время года способствует ежедневное проведение на прогулке разных видов физических упражнений, подвижных и спортивных игр, физкультурные досуги и экскурсии.
Таким образом, модель оздоровления детей, созданная педагогическим коллективом, является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда. Она создает условия для многоплановой деятельности детей и педагогов, позволяет варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом (музыкальный и физкультурный зал).
Общее пространство групп условно поделено на три зоны с учетом характера и интенсивности двигательной деятельности:
1 — обеспечение малой двигательной активности:
- уголки творчества;
- книжный уголок;
- зеленый уголок.
2 - средняя двигательная активность:
- материалы по познавательной деятельности с набором по собий и игр, используемых на занятиях и вне их;
- наборы конструкторов;
- оборудование для театрализованной деятельности;
- материал для развития мелкой моторики.
3 - интенсивная двигательная активность:
- спортивное оборудование;
- атрибуты к подвижным играм.
В ДОУ используются современные формы организации обучения. Это позволяет воспитателям ориентировать образовательные задачи на уровень развития, темп обучаемости каждого ребенка. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым и активным методам обучения, которые поддерживают постоянный интерес к знаниям и стимулируют познавательную активность детей. Результативность работы по программе отслеживается с помощью регулярной диагностики по речевому и интеллектуальному развитию детей (2 раза в год - сен-рь, май). Результаты диагностики анализируются с целью выявления проблем и достижений в развитии детей. Результаты диагностических исследований за последние 3 года показывают устойчивую динамику роста показателей умственного и физического развития детей. По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей школ отмечается высокий уровень развития у детей произвольности психических процессов, способность к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний последующего освоения школьной программы.
Педагоги дошкольного учреждения уделяют большое внимание работе с семьями воспитанников, вовлекая родителей в единое образовательное пространство. Формирование интереса к ЗОЖ у родителей является составной частью системы работы по приобщению к здоровому образу жизни всех участников образовательного процесса.
Ее задачи:
- Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством систематического педагогического и медицинского просвещения.
- Повысить интерес родителей (законных представителей) воспитанников к участию в физкультурных и оздоровительных мероприятиях вместе с детьми.
- Сформировать положительное отношение к занятиям физкультурой и спортом, к здоровому образу жизни в семье.
Работа педагогов предусматривает:
- Ознакомление родителей (законных представителей) с содержанием и состоянием работы в ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через организацию «Недели открытых дверей» (1 раз в год) и индивидуальных посещений родителями (законными представителями) занятий и других мероприятий с детьми.
- Проведение «дней здоровья» с участием родителей (законных представителей) - 1 раз в квартал.
- Проведение физкультурных праздников и развлечений с участием семейных команд - 2 раза в год.
- Оформление фотогазет с представлением лучшего опыта работы по оздоровлению детей в ДОУ и семье.
Критерии эффективности работы:
- Повышение активности родителей (законных представителей) воспитанников, проявляющееся в участии вместе с детьми в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в ДОУ; различных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей (семинарах, лекциях, тренингах, родительских собраниях и т. д.); развитии предметно-пространственной окружающей среды в группах и на участке
ДОУ.
- Положительная мотивация к здоровому образу жизни в семье:
- устойчивое желание отказаться от вредных привычек (в идеале - отказ от них);
- активный отдых вместе с детьми;
- проведение закаливающих процедур в семье;
- использование рекомендаций, полученных в ходе педагогического и медицинского просвещения.
- Повышение мотивации у родителей к ежедневному посещению детьми детского сада, снижение числа пропусков посещений детьми детского сада по болезни, семейным обстоятельствам.
Неотъемлемой частью работы дошкольного учреждения является развитие и укрепление материальной базы. На данный момент финансирование достаточно ограничено, осуществляется в основном за счет спонсорской помощи. Тем не менее усилиями всего педагогического коллектива в группах:
- создана предметно-развивающая среда, способствующая развитию познавательной сферы и сберегающая психофизическое здоровье ребенка;
• устроены физкультурные уголки в групповых комнатах;
- оформлены игровые зоны;
- оборудованы зоны творчества;
- оборудована мини-лаборатория для экспериментирования в младшей и подготовительной группе;
• устроены зоны природы в групповых комнатах;
Изучение социально-экономических процессов позволяет коллективу ДОУ своевременно ориентироваться в меняющейся экономической ситуации, адаптировать свою деятельность к потребностям детей и их родителей. Социологическое обследование семей позволило выяснить контингент будущих воспитанников детского сада, изучить потребности окружающего социума в видах образовательных услуг, содержании образования.
Таким образом, анализ образовательной ситуации показал,что в настоящее время ДОУ осуществляет функциидошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида с приоритетным направлением физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
II. Концептуально-прогностическая часть
Ключевой идеей выбранной модели развития ДОУ является создание определенного жизненного пространства для детей, способствующего полноценному развитию физических и интеллектуально-нравственных возможностей дошкольников; приобщение к достижениям культуры, ценностям окружающего мира.
Реализация концепции рассматривается как поэтапный процесс решения приоритетных задач:
• создание условий для сохранения, укрепления здоровья детей, обеспечение безопасности их жизнедеятельности и своевременного полноценного физического и психического развития;
- создание оздоровительного микроклимата, соответствующей среды, стимулирующей двигательную активность детей;
- создание нового уклада жизни в детском саду, обеспечивающего эмоционально насыщенную атмосферу;
- использование разнообразных, нетрадиционных форм и видов физкультурно-оздоровительной работы с детьми, использование здоровье сберегающих технологий;
- организация развивающего обучения, предполагающего обязательную включенность ребенка как субъекта деятельности в учебный процесс: опора на его познавательные потребности, поисковую активность, самостоятельность, позитивное эмоциональное восприятие ситуации, в которой для него организовано познание мира;
- оптимизация условий развития ребенка, квалифицированное управление им;
- реализация в педагогических технологиях основных гуманистических принципов: свободы выбора, действенной любви к детям, взаимоактивности и взаимоотдачи педагога и ребенка, без оценочного подхода к детям, организации общения на основах сотрудничества;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Самостоятельность, предлагаемая дошкольному учреждению, позволяет создать свою модель развития. Разрабатывая модель, руководствовались законом «Об образовании» и Типовым положением о ДОУ, а также исходили из результатов аналитического отчета деятельности ДОУ.
Главная цель: укрепление в детском саду приоритетного физкультурно-оздоровительного направления и создание в ДОУ оздоровительного клуба.
Функции оздоровительного клуба
Обучающая, экспериментальная, внедренческая, аналитическая, просветительская.
Модель развития ДОУ
ОБРАЗ ВЫПУСКНИКА:
Моделирование образа выпускника клуба является основой для разработки структурно-целевых ориентиров воспитательно-образовательной системы. Создание образа обусловлено своеобразием направлений и программ образовательной работы коллектива, социальными запросами родителей и педагогов школ, своеобразием самого дошкольного периода.
Модель образа выпускника
- Психофизический потенциал - база, с которой ребенок приходит в ДОУ. Потенциал определяет дальнейшее развитие и включает:
- соматическое здоровье;
- физическое развитие (овладение различными видами движений на уровне своего возраста, развитие двигательных качеств);
- развитие сенсомоторной координации.
- Интеллектуальный потенциал включает:
- интеллектуальное развитие;
- наличие познавательной потребности, мотивации;
- готовность к умственному напряжению (интеллектуальная работоспособность);
- субъективную готовность к школе (сформированность предпосылок к учебной деятельности).
- Творческий потенциал включает:
- креативность в продуктивной деятельности (музыкальной, изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, театральной);
- развитое воображение;
- умение творчески и нестандартно мыслить.
- Эмоционально-волевой потенциал включает:
- произвольность;
- знание основных моральных эталонов и норм, умение оценивать поведение и поступки других людей и самого себя с помощью нравственных эталонов;
- сформированность волевых качеств (дисциплинированности, самостоятельности, настойчивости, организованности, инициативности) и привычек (культурно-гигиенических, к регулярному труду, напряжению в деятельности).
- Коммуникативный потенциал включает:
- коммуникативные навыки и умения (договариваться, приходить к общему решению, планировать деятельность, учитывать мнение партнера, распределять обязанности).
- Личностный потенциал включает:
- положительный образ «Я»;
- эмоционально-положительную, адекватную самооценку;
- благополучие внутреннего мира.
ОБРАЗ ПЕДАГОГА:
Моделирование образа педагога ДОУ является центральным звеном в построении модели клуба. Именно педагог как субъект педагогической деятельности обусловливает эффективное функционирование образовательного учреждения.
Основы образа педагога складываются из ряда компонентов:
. Личностный потенциал -
- из мотивационной направленности;
- жизненного сценария и места профессии в нем;
- качеств личности (эмоциональных, волевых, коммуникативных, интеллектуальных, нравственных);
- способностей, характера, темперамента, образа «Я».
- потенциал -
• фундаментальная образованность;
- теоретическая компетентность - общенаучная; психолого-педагогическая; методическая;
• технологическая компетентность.
1) В рамках овладения традиционными методами обучения:
- планировать педагогический процесс;
- определять задачи и содержание образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- эффективно организовывать деятельность детей в разных ее видах;
- осуществлять координацию своей деятельности с помощником воспитателя, узкими специалистами, коллегами и родителями;
- привлекать родителей к участию в деятельности ДОУ.
2) В последовательном построении обучения, направленного на применение личностно ориентированной технологии (педагогики):
- пользоваться знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей;
- безусловно принимать ребенка;
- пользоваться в воздействиях доверием, а не подчинением;
- находить и раскрывать ресурсы ребенка во всех видах его активности;
- актуализировать сильные стороны психики ребенка;
- выстраивать коммуникационно-распределительную обучающую ситуацию (диалоги, полилоги) с детьми.
3) В использовании современных технологий развивающего обучения:
- децентрироваться в учебном взаимодействии;
- строить проблемные ситуации;
- организовывать исследовательскую деятельность детей;
- управлять творческой активностью ребенка.
- Осуществление образовательно-практической деятельности на основе реализации базовых и парциальных программ, взаимодействии с детьми в рамках личностно ориентированной модели общения; участия в консультировании педагогов, родителей.
- Осуществление поисковой и научно-исследовательской деятельности:
- разработка собственных проектов развивающих занятий;
- самостоятельный анализ ситуации в группе, прогноз ее дальнейшего развития;
- анализ литературы по актуальным проблемам;
- выбор стратегии, содержания, форм, задач, дидактического материала и создание развивающей среды в зависимости от конкретной ситуации в группе;
- совершенствование методики использования учебно-наглядных пособий;
- накапливание, обобщение и распространение опыта работы;
- составление адаптивных ииндивидуальных программ.
- Личностно-профессиональный рост:
- стремление к самообразованию, самоусовершенствованию,
- повышению педагогического мастерства;
- готовность воспринимать новое.
Методологической основой разработки концепции являются:
1) Основные положения Концепции дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский, 1989) о само ценности периода дошкольного детства, о движущих силах развития личности ребенка.
2) Идеи Л. С. Выготского о социальной ситуации развития: взрослый для ребенка не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект.
3) Идеи личностно ориентированного подхода: содействие становлению и развитию личности ребенка; следованию принципу «Не рядом и не над, а вместе!»; не «запрограммированность», а динамичное проектирование личности, понимание, признание и принятие ребенка.
4) Идеи развивающей педагогики оздоровления: в центре ее лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
1) Организационно-педагогическая структура.
Решению поставленных задач по преобразованию ДОУ в оздоровительно-развивающий центр будет способствовать система мероприятий по поиску эффективных форм, средств реализации у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, созданию условий для сохранения и укрепления их здоровья; подготовке к жизни человека, бережно относящегося к национальной культуре и традициям народа, ориентированного в ближайшем жизненном пространстве, личностно-адаптированного в нем.
С учетом целей, приемов, методов педагогики оздоровления необходимо внедрить новые эффективные формы оздоровления детей дошкольного возраста.
С этой целью предполагается создание оздоровительного комплекса. Целенаправленная работа по организации оздоровительной работы с детьми невозможна без совместной диагностической работы педагогических и медицинских работников.
Педагогический коллектив ДОУ, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителей по организации здорового образа жизни детей в семье, ставит своей задачей обеспечение здорового образа жизни не только детей, но и их родителей.
В структуру здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от здоровье разрушающих пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков);
• оптимальный двигательный режим;
• рациональное питание;
• закаливающие процедуры в режиме дня;
• личная гигиена;
• превалирование положительных эмоций.
Наравне с другими средствами оздоровления предполагается проводить фитотерапию и ароматерапию.
Основные принципы фитотерапии и ароматерапии (авторы: Б. Н. Гажев, Т. А. Виноградова, В. К. Мартынов):
- принцип показанности и приоритетности. На лекарственные растения может развиваться аллергия, поэтому необходим их тщательный отбор и подбор. Исключение - использование безадресных аптечных фитосборов;
• неуклонное соблюдение принципа индивидуализации;
- принцип непрерывности и преемственности в основном касается больных с хроническими формами патологии, которые нуждаются в продолжительном, иногда непрерывном, лечении;
- принцип преимущественного лечения сборами лекарственных растений исходит из того, что применение лекарственных растений в фитосборах более эффективно, чем использование одного из них, даже обладающего широким спектром действий;
- «Не уверен ~ не назначай (не принимай)». Нельзя начинать фитотерапию и ароматерапию, используя растения без четкой идентификации и при недостаточном знании их свойств.
Составляющими модели оздоровления детей дошкольного учреждения являются:
- использование технологии В. Ф. Базарного «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение», а именно: вертушки, аналога офтальмотренажера «бегающий лучик»; квадратов, расположенных по периметру помещения группы для смены динамических поз и обучения в движении; массажных ковриков;
• внедрение концепции Н. Н. Ефименко «Цветовое сопровождение в дошкольной педагогике». Главная идея концепции - по средством определенных цветовых режимов (интерьера помещения, игрового инвентаря, оформления стен) содействие более эффективному двигательному развитию детей, становлению психических функций, формированию всесторонней гармонической личности. По мнению Н. Н. Ефименко, цвет активно влияет на организм ребенка.
Внедрение Программы развития двигательной активности и оздоровительной работы с детьми 4-7 лет (Кудрявцев В. Т, М, 1998 г.).
Организация оздоровительно-образовательного процесса в ДОУ будет дополнена работой по валеологическому воспитанию и обучению детей, цели которой:
- Формировать у ребёнка представления о себе, строении своего тела, назначении отдельных органов, о своих чувствахи мыслях, об окружающем мире и его влиянии на здоровье, о зависимости собственного здоровья от благополучия окружающей среды.
- Обучать знаниям, умениям, навыкам ведения здорового образа жизни, соблюдения основ безопасного поведения в быту и социуме, в природе; учить объективно оценивать положительные и отрицательные явления нашей жизни и действовать в зависимости от ситуации; уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной медицинской помощи; вырабатывать привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями; прививать элементарные навыки самопомощи, самоконтроля, самовыражения, самокоррекции, самооздоровления.
- Прививать стойкие культурно-гигиенические навыки.
- Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, умение управлять своим телом.
Работа по валеологическому воспитанию и обучению детей будет строиться по следующим направлениям:
- создание оздоровительного микроклимата, соответствующей среды, стимулирующей двигательную активность детей;
- создание нового уклада жизни в детском саду, обеспечивающего эмоционально насыщенную атмосферу радостного проживания периода дошкольного детства;
• воспитание у детей привычки заботиться о своем здоровье;
• использование разнообразных форм и видов физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
- индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
Специализированное оздоровительное совершенствование функциональных возможностей и двигательной подготовленности детей предполагается осуществлять через различные формы занятий, игр и физических упражнений; секционную работу с детьми (аэробика, хореография, ритмика); лечебную физкультypy; спортивные праздники и развлечения; физкультминутки; прогулки и экскурсии; «уроки здоровья», беседы, театральные представления, чтение художественной литературы, рисование мультипликацию, встречи со сказочными и любимыми детскими героями, праздники, развлечения, походы, лабораторные исследования, наблюдения, «Уроки Мойдодыра», «Уроки Айболита», «Уроки Неболейки», «Советы доктора Градусника» и прочие оздоровительные мероприятия.
Большая роль в формировании здорового образа жизни отводится семье. Роль родителей в сбережении здоровья ребенка; при поддержке ДОУ состоит в конструировании природосообразной и культуросообразной модели поведения, в готовности принимать помощь и поддержку от специалистов ДОУ в вопросах сохранения и укрепления здоровья ребенка, активном участии в деятельности детского сада.
2) Содержание и организация образовательного процесса.
Предполагается, что для реализации избранного направлении дошкольное учреждение будет продолжать работу по программе «Детство», которая отвечает идеям разрабатываемой концепции.
Для внедрения эффективных, нетрадиционных форм оздоровления детей дошкольного возраста необходимо будет изучить концепции и методики оздоровительно-воспитательной работы с дошкольниками.
Главная идея этого замысла состоит в единстве оздоровительных и образовательных аспектов работы с дошкольниками.
Соответствует основному замыслу работы и содержание парциальных программ «Зеленый огонек здоровья» М. Ю.Картушиной., программа основы здорового образа жизни.Ч1.(г.Саратов)
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без освоения им правил безопасной жизнедеятельности. Научить ребенка вести себя безопасно дома, на улице, в общении с незнакомыми людьми, бережно относиться к своему здоровью предлагается с помощью программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией Р. Б. Стеркиной.
Обеспечение целостности образовательного процесса возможно при условии рационального сочетания основных занятий и кружковой и студийной работой во второй половине дня.
3) Этапы и содержание работы.
Планируемая работа представляется нами как поэтапный процесс реализации намеченных задач.
- Анализ исходных данных об уровне физического и психического развития детей на основе заключений медицинских работников, психолога, а также наблюдений родителей и воспитателей. Эти данные позволят осуществлять работу персонала детского сада целенаправленно, с ориентацией на уровень возможностей и потребностей детей, проявляемые ими склонности и способности.
- Отбор содержания образования на основе изучения и последующего анализа программ развития и обучения детей дошкольного возраста, внедрение парциальных программ и технологий.
- Подготовка педагогических кадров, способных к квалифицированному управлению, организации жизни и опыта детей в микросоциуме. Возможные пути повышения квалификации персонала: курсовая переподготовка, посещение научно-методических семинаров, обучение в вузах и др.
- Создание медико-социально-психологической службы в ДОУ, основными функциями которой будут являться:
- вовлечение родителей в образовательное пространство детского сада;
- профилактика конфликтных взаимоотношений взрослых и детей;
- обеспечение возможностей сохранения и развития здоровья детей через различные виды двигательной деятельности и оздоровительные процедуры;
- Создание научно-методической службы, основная деятельность которой будет направлена:
а) на поиск и создание эффективных программ развивающего обучения, формирующих у ребенка позицию субъекта деятельности;
б) организацию проблемных и творческих групп, работающих над созданием авторских программ и технологий;
в) экспертизу инновационных процессов.
- Разработка новых подходов в управленческой деятельности: сочетание демократических форм управления с самоконтролем, рефлексией, коллегиальностью, четким определением места и обязанностей каждого специалиста в образовательном процессе детского сада.
IIIраздел. План действий педагогического коллектива ДОУ
Задачи |
Напра |