Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Адрес: Саратовская область Самойловский район п. Краснознаменский переулок Зелёный 2а
Телефон: 8(84548)4-18-21
Эл. почта: zenova.irina@mail.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
«Детский сад «Колокольчик»
_________________ Н.В.Плотникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Средней группы
на 2015 – 2016 учебный год
Воспитатель:
Зенова Ирина Павловна
п. Краснознаменский
2015
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учреждение реализует примерную образовательную программу дошкольного образования ДЕТСТВО(Руководители авторского коллектива: Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др.) и ряд дополнительных программ, методик и технологий, позволяющих выполнять федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Девиз программы «Чувствовать – Познавать – Творить» определяет три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Цель дошкольного образования состоит в создании благоприятных условийдля максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в своей деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.
В рамках настоящей образовательной Программы реализация цели предполагает решение ряда задач:
* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;
* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание развивающей предметно-пространственной среды.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Цели и задачи реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.
В основу приоритетов деятельности, которые отражены в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, были положены следующие факторы:
— учет социального запроса родителей;
— учет образовательной среды города.
Учет социального запроса родителей отражается в осуществлении обучения, воспитания.
Учет образовательной среды города представлен широкой инфраструктурой образовательных и социальных объектов Выборгского района и Санкт-Петербурга и отражен в системе работы с школами, филармонией, поликлиникой и другими социальными партнерами учреждения.
В результате сложившейся системы работы педагогического коллектива с учетом вышеперечисленных факторов, выделены следующие задачи по реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
- сделать достоянием современного ребенка всю игровую палитру,
- культивировать многообразие игр с учетом детских склонностей и интересов, развивать культуру игрового общения, ценности сотрудничества, взаимной поддержки замыслов и предложений, предприимчивость, изобретательность, творческие проявления.
- создание условий для воспитания чувства патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста;
- взаимодействие с семьями и социальными партнерами с целью всестороннего и полноценного развития воспитанников.
Задачи воспитания и развития детей среднего дошкольного возраста
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой, у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: «Как? Зачем? Почему?». На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Важнейшими новообразованиями данного возраста являются:
Дети начинают проявлять интерес к своим сверстникам, как к партнёрам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Мышление по-прежнему носит наглядно - образный характер. Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Эксперимент показал, что самым эффективным способом сделать информацию привлекательнее для ребёнка 4 – 5 лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.
Таблица 1
Особенности контингента |
количество |
Процентное отношение |
Общее количество детей |
6 |
|
мальчики |
3 |
50% |
девочки |
3 |
50% |
Имеют 1 гр. здоровья |
|
% |
2 гр. здоровья |
|
% |
3 гр. здоровья |
- |
- |
Живут в полной семье |
4 |
67% |
Живут в неполной семье |
2 |
33% |
К пяти годам:
Сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Охотно сотрудничает со взрослыми не только в практических делах, но активно стремится к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми: задат много вопросов поискового характера. Начинает появляться уважение к старшим, называет по имени и отчеству.
Выдвигает игровые замыслы, инициативен в развитии игрового сюжета.
Вступает в ролевой диалог. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами.
Проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации.
В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу.
Для привлечения и сохранения внимания сверстника ребёнок использует средства интонационной речевой выразительности. Выразительно читает стихи, пересказывает короткие рассказы, передавая своё отношение к героям. Использует в речи слова участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества, установления отношений со сверстниками и взрослыми. С помощью образных средств языка передаёт эмоциональные состояния людей и животных.
В привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми здоровается и прощается. По напоминанию взрослого старается придерживаться основных правил поведения в быту и на улице.
- о себе: знает своё имя полное и краткое, фамилию, возраст, пол, осознаёт некоторые свои умения, знания, то, чему научился. Стремится узнать у взрослого некоторые сведения о своём организме;
- о семье: знает состав своей семьи, рассказывает о деятельности членов своей семьи, прошедших семейных событиях, праздниках, о любимых игрушках, домашних животных;
- об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях: беседует с воспитателем о профессиях работников детского сада: помощника воспитателя, повара, медицинской сестры, воспитателя, прачки;
- о государстве: знает название страны и города, в котором живёт. Хорошо ориентируется в ближайшем окружении.
Обязательным условием эффективности работы в организации опытно-экспериментальной деятельности является диагностика.
Диагностика по программе дополнительного образования
«Зелёная тропинка»
Критерии для определения уровня сформированности опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Познавательные интересы:
Высокий. Проявляет разнообразные познавательные интересы (к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего, установить причинно-следственные связи.
Средний. Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений.
Низкий. Проявления познавательных интересов неустойчивые, преобладают предметно- ориентированные, утилитарные интересы (интересы обладания предметами или удовлетворения своих утилитарных нужд).
Низший. Интересы не оформлены, не дифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пресыщается.
Познавательные вопросы:
Высокий. Вопросы имеют преимущественно причинно-следственнный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире, внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.
Средний. Вопросы имеют причинно-следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируясь на собственный опыт или житейские представления.
Низкий. Задает вопросы, преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интерес к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам.
Низший. Задает вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент, удовлетворяется кратким констатирующим ответом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.
Познавательное экспериментирование:
Высокий. Любит экспериментировать, в процессе экспериментирования проявляет яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового; стремится самостоятельно экспериментировать для получения нового знания, решения проблемы; способен к мысленному экспериментированию, рассуждает, выдвигает и проверяет гипотезы.
Средний. Принимает заинтересованное участие в экспериментировании, организованном взрослым; стремится экспериментировать сам, но нуждается в помощи взрослого; в речи отражает ход и результат экспериментирования, задает вопросы.
Низкий. С желанием принимает участие в экспериментах, организованных взрослым, в речи отражает эмоции, возникающие в процессе работы, иногда задает уточняющие вопросы, сам экспериментирование не организует.
Низший. Не интересуется экспериментированием, не проявляет ярких положительных эмоций, познавательных чувств в процессе работы, организованной взрослым; не инициирует экспериментирование.
Самостоятельность:
Высокий. Самостоятельно действует в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности, уверен, четко соблюдает необходимую последовательность действий, организует свое рабочее место, убирает за собой.
Средний. Самостоятельно, последовательно действует в повседневной жизни и привычной обстановке; в ситуации постановки новой задачи, или в том случае, когда процесс достижения результата недостаточно ясен и неочевиден, уровень самостоятельности снижается.
Низкий. Систематически самостоятельность не проявляет; действуя сам, может нарушать требуемую последовательность действий; при самостоятельном выполнении качество результата деятельности снижается.
Низший. Несамостоятелен, зависим от взрослого, требование взрослого действовать самостоятельно может вызвать скрытый или открытый протест, негативные переживания.
Обращение за помощью к взрослому:
Высокий. Обращается за помощью в ситуациях реальных затруднений, привлекает взрослого для содействия в решении проблем после попыток их решить самостоятельно, не пытается переложить на взрослого усилия по решению проблемы.
Средний. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений, но устраняется от решения проблемы, адресуя эту задачу взрослому.
Низкий. Обращается за помощью в тех ситуациях, когда сам может решить проблему. Низший. Не привлекает взрослого к содействию, может настаивать на самостоятельности даже в ситуации непродуктивной деятельности, отказывается от сотрудничества с взрослым
Участие в образовательном процессе:
Высокий. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе; не мыслит себя вне группы, высказывает предложения по выбору видов деятельности, решению иных важных для жизни детей группы вопросов, например подготовки к празднику; участвует в подготовке праздников в учреждении и дома; свободно ориентируется в помещениях учреждения.
Средний. С интересом относится к тому, что происходит в детской группе, задает вопросы о предполагаемых событиях (содержании предстоящего занятия, ожидаемой игре), испытывает удовлетворение от общей с другими детьми деятельности, стремится деятельно участвовать в жизни группы, высказывает свои предложения, но они могут быть нереалистичны, без учета специфики взаимодействия детей друг с другом или с воспитателем в условиях детского сада.
Низкий. Откликается на предложения взрослого в отношении участия в мероприятиях, происходящих в группе; не проявляет инициативу или проявляет редко, не проявляет явного интереса к образовательному процессу или проявляет неустойчивый интерес.
Низший. Не стремится участвовать в образовательном процессе вместе с другими детьми, предпочитает индивидуальные формы взаимодействия со взрослым, которые могут стать единственной возможностью вызвать активность ребенка в образовательном процессе.
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребенком планируемых результатов (показателей) определенному уровню
|
По результатам исследования делается вывод о том, какому уровню соответствует достижение ребенка планируемых результатов (показателей) динамики формирования опытно-экспериментальной деятельности в рамках программы «Зеленая тропинка» : высокому, среднему, низкому и низшему. Степень соответствия выражается в определенном количестве баллов.Низший уровень -1-3 балла, низкий - 4-6 баллов, средний - 7-9 баллов, высокий -10-12 баллов. Баллы проставляют в соответствующие графы таблицы
Диагностика по программе дополнительного образования
«Азбука общения»
Критерии мониторинга
Любознательный, активный:
vинтересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
vзадает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
vспособен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
vв случае затруднений обращается за помощью к взрослому;
vпринимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Эмоционально отзывчивый:
vребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
vвладеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);
vспособен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения:
v поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
v ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
vсоблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре, в детском саду и др.)
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе:
vребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
vо составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
vоб обществе, его культурных ценностях;
vо государстве и принадлежности к нему;
vо мире и природе.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таблица 2
Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса по образовательным областям
Основные программы: |
||||
|
||||
Физическое развитие |
Познавательное развитие |
Социально-коммуникативное развитие |
Художественно-эстетическое развития |
Речевое развитие |
Дополнительные и парциальные программы: |
||||
«Здоровье» (авт. Алямовская В.Г.) |
«Добро пожаловать в экологию» О.В. Воронкевич, «Математические ступеньки» Е.В. Колесникова |
|
«Цветные ладошки» автор И.А. Лыкова, «Красота. Радость. Творчество» - автор Т.С. Комарова; -
|
«Учусь говорить» Гербовой В. В.
|
Пособия для части Программы, формируемой участниками образовательных отношений:
Физическое развитие |
Познавательное развитие |
Социально-коммуникативное развитие |
Художественно-эстетическое развитие |
Речевое развитие |
|
|
|