Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Колокольчик" п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области"

Саратовская область Самойловский район п. Краснознаменский переулок Зелёный 2а

Телефон

8(84548)4-18-21

Эл. почта zenova.irina@mail.ru

Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

                                      МБДОУ "Детский сад "Колокольчик" п. Краснознаменский"

                                                              Адрес: Саратовская область Самойловский район п. Краснознаменский переулок Зелёный 2а
                                                   Телефон: 8(84548)4-18-21
                                                        Эл. почта: zenova.irina@mail.ru

Рабочая программа воспитателя младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области »

 

 

Принято:                                                                                                       Утверждаю:

Советом  педагогов МБДОУ д/с                                                                  Заведующий МБДОУ   д/с «Колокольчик»                                                                                               «Колокольчик»

Протокол №                                                                                            _______ /Н.В.Плотникова/                            

От «29» 08.2014г.                                                                            Приказ №       от «    » 08. 2014г.

 

 

Рабочая программа второй младшей группы по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(2014/2015 учебный год)

 

 

 

 

 

 

 

Зенова Ирина Павловна

воспитатель, МБДОУ Д/С «Колокольчик»

п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области

 

Содержание рабочей программы

 1. Пояснительная записка                                                                        

Первая часть (основная)

 1.Характеристика детей четвертого года жизни.                                                        

 2.Организация режима пребывания детей в ДОУ (режим дня, примерная сетка

 непосредственно образовательной деятельности в группе, примерная сетка

 совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных

 практик в режимных моментах в группе.                                                       

 3.Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных

 областей (перечень программ, технологий, пособий; отбор форм организации

 образовательного процесса).                                                                                                       

 3.1. Игра             

 3. 2. Социально-коммуникативная деятельность                                                                                                                                     

 ·                        развитие речи,

 ·                        социализация,

 ·                        труд,

 ·                         безопасность,

 ·                        здоровье.              

 3.3. Познавательно - исследовательская деятельность/ исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения, математическое и сенсорное развитие.                                           

 3.4. Двигательная деятельность/физическая культура                                                                           

 3.5.Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»                                     

 ·  Изобразительная деятельность и конструирование/ рисование, лепка, аппликация/

 ·                        Художественная литература      

 ·                        Музыкальная деятельность

 4.Календарно-ттематическое планирование. Планирование праздников и

  праздничных мероприятий.                                                                                                            

 5. Предметно - развивающая среда группы.                                                                                     

 6.Мониторинг.       

 Вторая часть, (формируемая участниками образовательного процесса)

 7.Экологическое воспитание дошкольников.                                                                          

 ·                        Непосредственно образовательная деятельность по экологии                                                                                                 

  • Программа «Мой край родной»     

 8.Система работы с родителями воспитанников.                                                                                      

Пояснительная записка.

 Данная рабочая программа составлена на основе программы:

 ·        Детство: Примерная основная общеобразовательная  программа дошкольного образования / руководители авторского коллектива  Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, 2014.

 ·        Образовательной  программы ДОУ - в соответствии с ФГОС дошкольного образования   (Приказ № __от_______    2014)

 ·        Положения о Рабочей программе МБДОУ Детский сад  «Колокольчик» п. Краснознаменский.

 Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников от 2-х до 4-х лет.

 Программа  ориентирована

 -  на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия;

 - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными  особенностями  и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка,  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

 - обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения с взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;

 - ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

 При реализации рабочей программы большое значение имеет:

 -забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;

 -создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;

 - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

 - креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

 -вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

 -уважительное отношение к результатам детского творчества;

 -обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

 -обеспечение участия семьи в жизни группы и дошкольного учреждения в целом;

 Рабочая программа состоит из двух частей: Основная часть – 80 % и часть формируется участниками образовательного процесса – 20%.

 В основной части представлено  содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми видов деятельности:

 - двигательной;

 - социально -коммуникативной/ развитие речи; социализация, безопасность, здоровье, труд;

 - познавательно - исследовательской/ исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, экология, освоение безопасного поведения; познание предметного и социального мира; математическое и сенсорное  развитие;

 - художественно - эстетическое развитие

 ·                   изобразительная деятельность и конструирования/ рисование, лепка, аппликация;

 ·                    музыкальная деятельность;

 ·                    чтение художественной литературы.

 В возрасте 2-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

      Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

       Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

      Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

      Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

      Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и  в помещении всего дошкольного учреждения.

       Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

      Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

 В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

      Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

      Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

      В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

 Режим дня во 2 младшей группе       

 Примерная сетка совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах во 2 младшей группе. 

 Формы образовательной  деятельности - в  режимных моментах 

 Количество форм образовательной деятельности и культурных практик   в неделю:

Общение

 Ситуации общения воспитателя с детьми и накопления положительного социально- эмоционального опыта

ежедневно

 Беседы и разговоры с детьми по их интересам     

ежедневно

Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр

 Индивидуальные игры с детьми (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра- драматизация, строительно -  конструктивные игры)

ежедневно

 Совместная игра воспитателя и детей

 (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра - драматизация, строительно- конструктивные игры)

1 раз в  2 недели

 Досуг здоровья и подвижных игр      

1 раз в 2 недели

Подвижные игры         

ежедневно

Познавательная и исследовательская деятельность

 Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг

  («Школа мышления»).           

1 раз в 2 недели

 Опыты, эксперименты,  наблюдения (в том числе, экологической направленности) 

1 раз в 2 недели

 Наблюдения за природой (на прогулке)      

ежедневно

Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей

 Музыкально-театральная гостиная  

1 раз в 2 недели

 Творческая мастерская (рисование, лепка, художественный труд по интересам)

1 раз в неделю

 Чтение литературных произведений             

ежедневно

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

 Самообслуживание   

ежедневно

 Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами)        

ежедневно

 При построении рабочей программы основное  образовательное содержание осуществляется в повседневной жизни, в совместной с детьми  деятельности, путем интеграции естественных для дошкольников видов деятельности, главным из которых является игра. У детей четвертого года жизни  игра самая любимая и естественная деятельность.

 Игровая деятельность сопровождает во время умывания, приема пищи, сборов на прогулку, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Задачи по развитию игровой деятельности конкретизируются с учетом разных игр:

 -развивать игровой опыт каждого ребенка

 - поддерживать новые возможности игрового отражения мира,

 - развивать интерес к творческим  проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.

 - сюжетно-ролевые игры       

 -проявление интереса к игре на основе семейных отношений, впечатлений от посещений магазина, поликлиники, события книг, мультфильмов, картинок.

 -умений принимать игровую роль, участвовать в ролевом диалоге, называть свою игровую роль  и игровые действия, отвечать на вопросы.

 - режиссерские игры                

 -участие в режиссерских играх по сюжетам сказок, стихотворений, мультипликационных фильмов, несложных иллюстраций и картинок; освоение способов показа сценок при помощи игрушек, выполнение несложных игровых заданий.

 -проявление желания отвечать на вопросы воспитателя о происходящем в игре, о том, что произойдет дальше, активно реагировать на появление нового игрового персонажа, на проблемные ситуации.

 -игровые импровизации         

 -участие в играх-имитациях, освоение характерных движений и звукоподражаний на основе примера воспитателя.

 - самостоятельное воспроизведение игровых ситуаций      

 - самостоятельное воспроизведение игровых действий, соответствующих тексту стихотворения, потешки; выполнение различных движений под музыку, участие в совместных со сверстниками играх – имитациях, поддержка проявления воображения и творчества.

 - хороводные игры    

 участие в игре, организуемой воспитателем и по собственной инициативе, проявление желания импровизировать

 - игра-экспериментирование с различными предметами и материалами

 - игры с песком и снегом,

 - игры с водой и мыльной пеной,

 - игры с бумагой,

- дидактические игры.              

 - совместное с воспитателем участие в играх с предметами, дидактическими игрушками, с картинками,

 -при помощи воспитателя принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.

Тематический план по образовательной области  «Игра».

Месяц.                       Номер недели.       Тема игры.        Методы и приёмы.      Форма организации.  

 Сентябрь.                                         Семья               1. « Скоро придут гости»         

 Наблюдение, беседа, игровая мотивация, вопросы, предложение.            

 Игра.   2.           « Готовимся к обеду».    3. « Большая стирка».            4. «Мебельная мастерская».

Октябрь.                         Транспорт.   1. « Шофёры»         Игровая мотивация, уточнение, сравнение.               

                             Игра        2. « Наша улица».  3. « Автопарк».      4. « Выезд за город». 

 Ноябрь.           Больница. 1. « Что делает медсестра». Игровая мотивация, уточнение, сравнение.             

 Игра     2. « Кто лечит зубы».      3.        « Заяц попал под машину».       4.        «Заболела мама, где взять лекарство».               

 Декабрь.     Парикмахерская.                1. « Салон красоты».  Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.               

 Игра     2. « Салон красоты для мальчиков». Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.            

 3. « Предметы туалета».          Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.                           

 4. « Учимся заплетать косы». Беседа, объяснение, повторение, рассказ.  

Январь. Зоопарк.          1. «Зоопарк». Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.            

 Игра      2. « Зоопарк».                Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.

 Февраль. Корабль.      1. « Кораблик». Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.          

 Игра     2. «Морской вокзал».                3. « Лётчики».               

   Март. Магазин.           1. « Кулинария». Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.       

 Игра        2.         « Овощной отдел».     Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.            

   3. « Универмаг».         Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.            

 Игра        4. « Универсам».        Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.            

   Апрель. Почта.            1 .«Почта».       Беседа, объяснение, повторение, рассказ, вопросы.            

  Май.      Игры драматизации 

  3.2.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 ФГОС ДО: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 Задачи образовательной области:

 -Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии.

 -  Развивать эмоциональную отзывчивость, любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю,

 -  Помогать детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности (спокойно играть рядом, обмениваться игрушками, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки, наблюдать за домашними животными и пр.).

 - Постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения в детском саду.

Примерные виды интеграции образовательной области «Социализация»               

   По задачам и содержанию психолого-педагогической работы      

 По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

 «Коммуникация» (развитие свободного общения с взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения)

 «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, гендерной принадлежности, социуме, государстве, мире)

 «Труд» (формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности»)

 «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

 «Физическая культура» (развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами)  

 «Чтение художественной литературы»

 творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения области «Социализация»)

 «Познание» (использование дидактической игры как средства реализации образовательной области «Познание»)

«Коммуникация», «Безопасность» (использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей)

Тематический план по образовательной области «Социализация».

№    Тема            Основные задачи.         Средства и приёмы.    Количество часов

 1. Я и детский сад.      

 Обеспечение адаптации в деском саду Поддерживать эмоциональное состояние.            

 Сюрпризные моменты, эмоциональные контакты, индивидуальное общение.   

 2. Мне хорошо в кругу друзей.           

 Способствовать сближению детей, проявление интереса. Укреплять уверенность ребёнка.       

 Игры-хороводы, образные игры имитации.

  3. Мальчики и девочки, мы друзья. Что случилось?             

 Развивать положительные контакты между детьми. Обогащать представление о мальчиках и девочках.           

 Игры-хороводы, игры с текстом.       

  4. Мы всё делаем вместе.   

 Развивать добрые чувства детей друг к другу. Способствовать проявлению общих эмоциональных переживаний.               

 Парные игры, хороводы, образные игры имитации.              

 Развивать интерес детей к совместным играм и действиям, развивать представление о сверстниках и о себе. 

 Игровые ситуации, совместные игры, игры по желанию.    

  6. Эмоциональное состояние, мы учимся понимать друг друга.  

 Пробуждать эмоциональную отзывчивость, готовность прийти на помощь.           

 Общие игры, игры имитации.              

 7. Дети и взрослые. Мне хорошо в кругу друзей.    

 Укреплять доброжелательные отношения между детьми, побуждать проявлять внимание,  как к сверстникам, так и взрослым.        

 Игровые ситуации.     

     Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует»)       

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

 Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.

 По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.

 Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.

 сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий;

 говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.         

 Ребенок проявляет недоверие к окружающим,

 контакты со сверстниками непродолжительны, ситуативны, игровые действия однообразны, преобладают индивидуальные кратковременные игры;

 наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых: упрямство, капризы, немотивированные требования;

 реагирует на эмоциональное состояние окружающих только по побуждению и показу взрослого;

 настроение ребенка неустойчиво: спокойное состояние чередуется с плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или взрослым;

«Труд»

 Задачи образовательной деятельности

 -  Развивать интерес к труду взрослых в детском саду и в семье, представления о конкретных видах хозяйственно-бытового труда, направленных на заботу о детях (мытье посуды, уборка помещений детского сада и участка и пр.).

 - Воспитывать бережное отношение к предметам и игрушкам, как результатам труда взрослых.

 Приобщать детей к самообслуживанию (одевание, раздевание, умывание),

 - способствовать развитию самостоятельности, уверенности, положительной самооценки.

Примерные виды  интеграции образовательной области «Труд»   

   По задачам и содержанию психолого-педагогической работы      

 По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

  «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых)

 «Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых, детей)

 «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности)

 «Социализация» (формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях,  семье,  социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте развития детского труда и представлений о труде взрослых)

  «Физическая культура» (развитие физических качеств ребенка в процессе освоения разных видов труда)        

 «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для формирования ценностных представлений, связанных с трудовой деятельностью взрослых и детей)

 «Музыка», «Художественное творчество» (использование музыкальных произведений, продуктивной деятельности детей  для обогащения содержания области «Труд»)

Тематический план по образовательной области « Труд».

Месяц                Неделя                Тема.   Методы и приёмы.      Форма организации.

 Ежемесячно    Еженедельно

 Самообслуживание.  

 Объяснение ,показ, поручение, личный пример, беседа.  

 Дидактическая игра, беседа, практические действия.

 Ежемесячно    Еженедельно

 Хозяйственно-бытовой труд.               

 Объяснение, показ, обучение, совместный труд, практические действия, напоминания.               

 Совместный труд, беседы, игра, дежурства.

 Ежемесячно    Еженедельно

 Труд в природе.           

 Объяснение, показ, практические действия.              

 Совместный труд, беседа, дидактические игры.

 Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка («Что нас радует»)       

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

 Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы из которых сделаны предметы и вещи.

 По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям.

 Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.     

 Ребенок не проявляет интереса к труду взрослых, не понимает связи между целью и результатом труда; затрудняется назвать трудовые действия, материал из которого сделан предмет, его назначение.

 Нейтрально относится к результатам труда взрослых, не проявляет желания участвовать в трудовых действиях.

 Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает постоянной помощи взрослого, даже в освоенных действиях, не обращает  внимание на свой внешний вид: грязные руки, испачканное платье и пр.

«Безопасность»

/формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе/

 Задачи образовательной деятельности:

 - Развивать интерес к правилам безопасного поведения;

 - Обогащать