Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Адрес: Саратовская область Самойловский район п. Краснознаменский переулок Зелёный 2а
Телефон: 8(84548)4-18-21
Эл. почта: zenova.irina@mail.ru
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области»
|
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ д/с «Колокольчик»
п. Краснознаменский
_________ Н.В.Плотникова
Приказ № от 01.09.2015г
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
2015г
Содержание программы
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области (Далее – Программа) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564)
- Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. № 462 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27 июня 2013 г. № 28908)
- Устав МБДОУ д/с «Колокольчик» п. Краснознаменский.
Программа сформирована в соответствии со следующимипринципами и подходами к образовательному процессу:
Принципы общеобразовательной программы:
Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Колокольчик» п. Краснознаменский Самойловского района Саратовской области» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Всего в ДОУ воспитывается 23 детей. Общее количество групп – 2.
2 младшая группа (2-4 лет) -8 детей;
Старшая группа (4-7 лет) – 15 детей.
Возрастные особенности развития ребенка в дошкольном возрасте:
Младший дошкольный возраст.
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Младший дошкольник начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей («кризис трех лет»).
Для ребенка третьего года жизни требование «я – сам» отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях.
Постепенно расширяется область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.
В играх, в предметной и художественной деятельности дети учатся принимать цель и связывать результат с поставленной целью, что повышает осознанность действий и усиливает самостоятельность детей.
Развивается интерес детей к общению со сверстниками. Малышей привлекает игра в маленьких подгруппах, общие хороводные и имитационные игры, выполнение парных поручений.
Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Дети участвуют в разнообразных делах: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве (имитации, подражание образам животных, танцевальные импровизации и т.п.).
Средний дошкольный возраст.
Детям исполнилось четыре года в их поведении и деятельности появляется ряд новых черт, отличающих средних дошкольников от малышей. Возрастают физические возможности детей: движения становятся более уверенными и разнообразными.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Они охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.
Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью. Освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения способствует развитию самостоятельности в познании.
Одна из особенностей детей средней группы состоит в том, что уровень умений значительно различается у разных детей (для одних детей достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, для других необходим показ или совместное действие с ребенком). Для детей пятого года жизни характерно различие темпов развития: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.
У детей средней группы ярко проявляется интерес к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В свободных игр по выбору у детей развивается внимание, речь, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.
У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, осмысление требований как необходимости.
Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, яркостью и непосредственностью выражения свои чувства. У детей развиваются эстетические чувства, творческие способности в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности.
Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.
Старший дошкольный возраст.
Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.
Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.
В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива.
Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.
В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности).
Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность.
Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран, что способствует развитию миролюбия, уважения ко всему живому на земле.
Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Развивается интерес детей к новой социальной позиции «Хочу стать школьником».
У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к само регуляции своих действий.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная речь.
В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем.
У старших дошкольников развиваются такие ценные качества как способность принять общую цель, включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы, обсудить полученные результаты.
Как и в предыдущих группах, главными принципами взаимодействия воспитателя с детьми выступают уважение прав ребенка, гуманно-личностное отношение и индивидуальный подход.
Основная цель МБДОУ: Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Основными задачами МБДОУ являются:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
МБДОУ детский сад «Колокольчик» является детским садом второй категории, общеразвивающего вида, с оздоровительным и художественно-эстетическим приоритетным направлением.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, необходимого для реализации Программы, а часть формируемая участниками образовательных отношений не менее 40% .
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры образования в раннем возрасте:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
Цель:
1) гармоничное физическое развитие;
2) формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
3) формирование основ здорового образа жизни.
Задачи:
1) Оздоровительные:
2) Образовательные:
3) Воспитательные:
Направления физического развития:
1) Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
2) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
3) Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Принципы физического развития:
1) Дидактические:
2) Специальные:
3) Гигиенические:
Методы физического развития:
1) Наглядные:
2) Словесные:
3) Практические:
ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Формы организации |
Младший возраст |
Старший возраст |
|||
Младшие группы |
Средние группы |
Старшие группы |
Подготовит. группы |
||
Организованная деятельность |
|
6 часов в неделю |
8 часов в неделю |
||
Утренняя гимнастика |
6-8 минут |
6-8 минут |
8- 10 минут |
10- 12 минут |
|
Дозированный бег |
|
3-4 минуты |
5-6 минут |
7-8 минут |
|
Упражнения после дневного сна |
5- 10 минут |
5- 10 минут |
5-10 минут |
5-10 минут |
|
Подвижные игры |
не менее 2-4 раз в день |
||||
6-8 минут |
10-15 минут |
15-20 минут |
15- 20 минут |
||
Спортивные игры |
|
Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю |
|||
Спортивные упражнения |
Целенаправленное обучение не реже 1 раза в неделю |
||||
|
8-12 минут |
8-15 минут |
8-15 минут |
||
Физкультурные упражнения на прогулке |
Ежедневно с подгруппами |
||||
5-10 мин |
10-12 мин |
10-15 минут |
10-15 минут |
||
Спортивные развлечения |
1 раз в месяц |
||||
15 минут |
20 минут |
30 минут |
30- 40 минут |
||
Спортивные праздники |
1-2 раза в год |
||||
15 минут |
20 минут |
30 минут |
40 минут |
||
День здоровья |
1 раз в квартал |
|
|||
1 день в месяц |
1 раз в месяц |
||||
|
|
|
|||
Самостоятельная двигательная деятельность |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
ежедневно |
|
ПРИМЕРНАЯ МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
№ |
Формы организации |
Особенности организации |
Утренняя гимнастика |
Ежедневно на открытом воздухе или в зале, длительность- 10- 12 минут |
|
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями |
Ежедневно в течение 7- 8 минут
|
|
Динамические паузы во время НОД |
Ежедневно, в зависимости от вида и содержания занятий |
|
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке |
Ежедневно с учетом уровней двигательной активности (ДА) детей, длительность 12-15 минут. |
|
Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке |
Ежедневно во время прогулки, длительность- 12- 15 мин |
|
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами |
Ежедневно по мере пробужден |